5 августа 2011 года Государственная служба занятости населения Республики Мордовия отмечает 20-летие со дня своего образования
Архивы рассказывают …
До революции часть территории современной Республики Мордовия входила в состав Пензенской губернии. В 1918 году в Пензенской губернии было организовано одиннадцать уездных бирж: Краснослободская, Инсарская, В. и Н. Ломовские, Наровчатская, Керенская, Городищенская, Мокшанская, Саранская, Чембарская, Рузаевская.
Согласно уставу на биржу труда тех лет возлагалось регулирование рынка труда путем организации и осуществления трудового посредничества; организация и проведение вербовок и перебросок рабочей силы; участие в подготовке рабочей силы, обучение и переобучение безработных; оказание трудовой и натуральной помощи безработным путем организации общественных работ, временных трудовых коллективов из безработных, бесплатных столовых и прочих мероприятий. Активное участие в решении проблем безработицы принимали рабочие дирекции, создаваемые биржами труда на предприятиях.
Образование Государственного комитета МАССР по труду
В 1979 году Управление по труду преобразовано в Государственный комитет МАССР по труду. Председателем комитета был назначен бывший секретарь Ичалковского райисполкома Иван Федорович Виканов. В обязанности Государственного комитета МАССР по труду входила миграционная политика, внутриреспубликанское и межобластное переселение (по специальной программе в другие регионы страны – от Калининграда до Владивостока), оргнабор. Рациональное использование трудовых ресурсов в эти годы подразумевало обеспечение занятости населения в строгом соответствии с потребностями дальнейшего развития народного хозяйства.
Бюро по трудоустройству и информации населения
Для решения вопросов, связанных с эффективным и рациональным использованием трудовых ресурсов в Саранске в 1972 г. было организовано бюро по трудоустройству и информации населения. Основными его задачами являлись: трудоустройство квалифицированных рабочих, служащих, специалистов, вовлечение в общественное производство незанятого населения, а также информирование населения о потребности предприятий и организаций в рабочих и служащих, оказание организациям практической помощи в подборе кадров и изучение причин, порождающих текучесть кадров.
Республиканский центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения
В 1987-ом году Государственный комитет МАССР по труду преобразован в Государственный комитет Мордовской АССР по труду и социальным вопросам.
Как составное подразделение в 1988 году в состав Комитета вошел хозрасчетный Республиканский центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения. В структуру Республиканского центра по трудоустройству организационно вошли хозрасчетные районные бюро по трудоустройству населения (в 21 районе).
В обязанность предприятий входило представление в Республиканский центр сведений о вакансиях, данных о принятых, уволенных и высвобождаемых работниках. Центр же был обязан не только трудоустраивать граждан, но вести персональный учет движения трудовых ресурсов и картотеки.
Новым направлением в работе Республиканского центра стала профориентационная работа и консультации всех групп населения по подбору и перемене профессии, организация переобучения и повышения квалификации работников.
Республиканский центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения прекратил деятельность 24 мая 1991 года в соответствии с приказом Госкомитета по труду и социальным вопросам Мордовской ССР №21.
Создание Государственной службы занятости населения Республики Мордовия
Государственная служба занятости населения в ее современном виде появилась 19 апреля 1991 года, когда Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР».
Государство начало выстраивать вертикаль федеральной службы, регулирующей процессы в сфере занятости в масштабах страны, а также деятельность ее региональных и районных органов.
В 1991 году после упразднения Государственного комитета Мордовской ССР по труду и социальным вопросам создано Министерство труда и занятости населения Мордовской ССР. Управление занятости населения организовано в составе Министерства 5 августа 1991 года. Эту дату принято считать днем образования Государственной службы занятости населения Мордовии.
В 1991 году Государственная служба занятости населения Мордовской ССР состояла из:
- Управления занятости населения Министерства труда и занятости населения Мордовской ССР,
- центров занятости населения в городах Саранске, Рузаевке, Ковылкино,
- бюро занятости населения в районах республики.
Центры и бюро занятости населения созданы на базе действовавших районных и городских бюро по трудоустройству, переобучению и профориентации населения.
Повышенное внимание российской власти к созданию новых институтов рынка труда было обусловлено реальной угрозой массовой безработицы. Начало 90-х годов – это время перехода от плановой экономики к рыночным отношениям. На большинстве предприятий происходит падение объемов производства. Именно тогда постсоветское общество столкнулось с проблемой безработицы. Это негативное социально-экономическое явление охватило буквально все слои населения и обернулось для людей социальной неустроенностью, падением уровня жизни, отсутствием средств к существованию. В 1991 году государство вынуждено официально признать существование в стране безработицы. Начинается разработка комплекса мер в социально-трудовой сфере.
В 1991 году формируется Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Фонд занятости населения принадлежит к так называемым государственным бюджетным фондам и в 1991 году формируется в основном за счет взноса большинства работодателей в размере 2% фонда оплаты труда работников. За счет таких отчислений обеспечивалась, например, выплата пособия по безработице.
С первых месяцев существования Государственной службы занятости населения Мордовской ССР ее возглавили грамотные и инициативные люди. Начальником Управления занятости населения Министерства труда и занятости населения Мордовской ССР в ноябре 1991 года был назначен Александр Петрович Тимошкин. Вместе со своими заместителями Романовым Александром Петровичем и Цукаревым Иваном Николаевичем ему пришлось решать многочисленные организационные вопросы, начиная с создания достойных условий труда для сотрудников.
В разные годы Министрами труда и занятости населения Республики Мордовия были Сергей Михайлович Вдовин (1995-1997 гг.), Людмила Александровна Иванова (1997-2005 гг.). Перед каждым руководителем стояли свои задачи в решении вопросов трудоустройства безработных граждан. Для них организовывали общественные работы, проводили профессиональное обучение и переобучение, настраивали на самозанятость. Решали первостепенные задачи по обеспечению социальных гарантий для безработных граждан и формированию Государственного фонда занятости. С 1997 года в республике складывается система социального партнерства в социально-трудовой сфере, много внимания уделяется вопросам улучшения условий и охраны труда на предприятиях и в организациях республики. Стали действовать коллективные договоры. Одним из важных элементов в системе социального партнерства стала Мордовская Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения
Сегодня государственная служба занятости населения Республики Мордовия превратилась в современную структуру, в которой предоставление государственных услуг осуществляется на качественно новом уровне. Здесь постоянно внедряются передовые информационные технологии, четко работает система оперативной и эффективной помощи человеку.
За 20 лет существования службы занятости в Республике Мордовия численность граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, составила 530,0 тыс. человек.
Ежегодно от 2 до 2,5 тыс. работодателей заявляли в службу занятости сведения о потребности в работниках для замещения 40-50 тысяч новых или имеющихся вакансий. Это способствовало тому, что за 20 лет при содействии службы занятости 326,2 тыс. граждан (61,5 % обратившихся по указанному вопросу) смогли найти подходящее место работы.
Начиная с 1992 года органами службы занятости населения Мордовии разрабатывается и успешно реализуется программа содействия занятости населения, целью которой является обеспечение государственных гарантий в сфере занятости населения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», развитие взаимодействия с работодателями в вопросах эффективной занятости населения, осуществление основных мероприятий, способствующих созданию условий для поддержания оптимального уровня безработицы и социальной поддержки безработных граждан. Реализация целевой программы содействия занятости населения дает возможность контролировать положение на региональном рынке труда, своевременно принимать меры по предупреждению критических ситуаций, способствовать повышению уровня занятости населения.
В течение двух десятилетий более 23 тысяч безработных граждан прошли профессиональное обучение. Услуги по профессиональной ориентации получили свыше 576 тыс. человек. В общественных работах принимали участие почти 120 тыс. человек, организована временная занятость 97 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
В разы увеличены объемы услуг, предлагаемых безработным и ищущим работу гражданам по активным программам содействия занятости, включая самозанятость, переобучение, общественные работы.
Негативное воздействие на рынок труда оказал начавшийся в конце 2008 года мировой финансовый кризис. В это время пришлось оперативно, на ходу перестраиваться, совершенствовать свою деятельность Правительству Республики Мордовия, министерствам, ведомствам.
Работа республиканской службы занятости по регулированию рынка труда с 2009 года осуществляется в соответствии с двумя программами – содействия занятости населения республики на 2009-2011 годы и дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Мордовии на 2009 г., 2010 г. и 2011 год.
Общий объем финансовых средств, выделенных из федерального и республиканского бюджетов на реализацию мероприятий в области занятости населения, социальные выплаты, а также на программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Мордовия в 2009-2011 годах составил 2356,7 млн. рублей.
Всего в дополнительных мероприятиях, призванных стабилизировать ситуацию на рынке труда республики, приняли участие 39,8 тыс. граждан (в том числе, в первом полугодии 2011 г. – 5,7 тыс. человек):
- граждане, находящиеся под угрозой увольнения – 28,9 тыс. человек;
- безработные граждане – 6,7 тыс. человек;
- граждане, ищущие работу – 3,5 тыс. человек;
- выпускники учебных заведений – 0,8 тыс. человек.
В течение 2009-2010 гг. и первого полугодия 2011 года:
- по направлению «Опережающее профессиональное обучение и стажировка» 5,0 тыс. работников, находившихся под риском увольнения, и 1,5 тыс. работников организаций, осуществляющих модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами, смогли получить новую специальность или повысить квалификацию. На эти цели израсходовано 62,4 млн. рублей;
- участниками мероприятия по организации общественных и временных работ стали 26,5 тыс. человек. На выплаты направлено 325,9 млн. рублей;
- на поддержку трудоустройства молодежи – выпускников учреждений всех уровней образования, которые не смогли после окончания обучения найти работу – потрачено 9,3 млн. рублей. Стажерами были 628 выпускников, на постоянную основу после прохождения стажировки в 2009-2010 гг. трудоустроено 229 выпускников;
- открыли собственное дело на субсидию 58,8 тыс. рублей по программе самозанятости 6,2 тыс. безработных граждан. В сфере малого бизнеса создано 3,1 тыс. дополнительных рабочих места для трудоустройства безработных граждан. Общее количество участников программы самозанятости составило 9,3 тыс. человек. Сумма освоения финансовых средств составила 547,7 млн. рублей.
Предпринимаемые Правительством Республики Мордовия, руководством страны антикризисные меры позволили сдержать рост безработицы в республике, стабилизировать ситуацию на рынке труда, оказать действенную помощь безработным и гражданам, находившимся под риском увольнения. Главные результаты осуществления программных мероприятий – это снижение социальной напряженности, сохранение предприятиями реального сектора экономики своего кадрового потенциала, восстановление производственного процесса. Несмотря на экономические сложности, с которыми столкнулись предприятия республики во время кризиса, работодатели активно взаимодействовали со службой занятости.
Благодаря реализуемым мероприятиям по снижению напряженности на рынке труда в течение 2009-2011 гг. в Республике Мордовия сохранялись одни из самых низких среди регионов России и Приволжского федерального округа уровней общей и регистрируемой безработицы.